↑ Наверх
12 апреля 2009

Не просто Мария. Вся правда о Монтессори

  • написал: bestpapa
  • 5439
Сторонники системы Монтессори уверены — с помощью чудо-программы дети научатся читать, писать и говорить на иностранных языках гораздо быстрее своих сверстников, попутно став ловкими и самостоятельными людьми. Есть у системы Монтессори и противники — они уверены, что «чудо-дети» сталкиваются с проблемами в школе и вообще — имеют некоторые отклонения в развитии. Между тем, мнение ни одной, ни другой из конфликтующих сторон не может считаться до конца правильным. Правда известна профессионалам — педагогам и детским психологам.

Все дело в том, что истинная цель системы Монтессори — вовсе не превращение ребенка в вундеркинда, а лишь развитие его природной самостоятельности, а вместе с ней — и других способностей. На самом деле, если ребенок, следуя вашему примеру, сам что-то делает (застегивает пуговицы, завязывает шнурки, лепит пельмени — что угодно), можете смело считать, что он уже занимается по системе Монтессори.



Практически, основная «фишка» программы Монтессори — в отсутствии программы, как таковой. Настоящий монтессори-педагог почти не участвует в воспитании ребенка. Его главная задача — понять, что интересно маленькому человеку в определенный период его жизни, обеспечить оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить этой самой средой пользоваться.

Все дело в том, что основательница метода — Мария Монтессори, была не только педагогом, но и врачом. Ей удалось разделить время развития ребенка на несколько частей — сенситивных периодов, то есть периодов, в которые ребенок особенно эффективно воспринимает те или иные знания и навыки.



Так, с рождения ребенка до шести лет у него наиболее активно развивается речь — он учится говорить. Почти параллельно с этим процессом происходит период чувственного развития. Где-то с годовалого возраста ребенок осваивает движения и действия, а с полутора лет — учится воспринимать правила и порядки. Еще через полгода, к своему второму дню рождения, малыш начинает интересоваться мелкими предметами, у него развивается мелкая моторика. Еще чуть позднее начинается так называемый период социальной адаптации, когда маленький человек начинает становиться полноправным членом общества.

Конечно, у каждого ребенка эти периоды наступают в разном возрасте, но понять, на чем сейчас стоило бы сосредоточиться малышу — можно. Этим-то и занимаются правильные монтессори-педагоги.



Так, если малыш интересуется собственными тактильными ощущениями и запахами, задача монтессори-педагога — обеспечить ему доступ к разным шершавым штукам-дрюкам и баночкам со специями. Ребенок сам знает, сколько времени нужно уделить (для наилучшего результата) исследованиям шершавостей, а сколько — сушеной кинзе и молотому перцу.

Это еще один принцип Монтессори — уважение к детям. В монтессори-классах им ничего не запрещают, а также не указывают, что следует делать. И, согласитесь, действительно представляется довольно глупым заставлять ребенка рисовать домик и папину машинку, если он вот уже сорок минут с удовольствием читает книжку или увлеченно складывает мозаику. Чего вы добьетесь, если настоите на своем? Того, что чадо и мозаику не сложит, и машинка папина нарисована не будет.



Еще крайне важно, чтобы ребенок имел право ошибаться и доходить до всего опытным путем. Да, он, возможно, не так хорошо почистит свои ботинки — уделается гуталином и замажет пол в прихожей. Если прикажете прекратить эксперимент — навсегда отобьете у ребенка охоту к уходу за обувью. С мытьем посуды — та же петрушка. Да, придется перемывать! Просто постарайтесь показать ребенку, как надо это делать. Похвалите — у него обязательно получится. Самостоятельность надо поощрять, а не рубить ей крылья.

Еще одна вещь, которую сразу видишь в монтессори-садике — это царящий там порядок. Кажется удивительным, что дети в такой чистоте содержат вещи. Удивительно и то, что убираться их никто не заставляет. Им просто объяснили, что если все будут убирать игрушки, потом им же будет приятно играть. Странно, но довод работает на ура. Лишь изредка педагогам приходится напоминать детям о необходимости все за собой убрать.



Кому-то может показаться, что у системы Монтессори нет минусов. Это, разумеется, не так, и минусы, разумеется, есть и у этой методики. Во-первых, в монтессори-группах вовсе не уделяют внимания творческому началу, а концентрируются лишь на развитии интеллекта и практических навыков. Если решили, что чадо должно стать народным артистом республики — программа Монтессори, увы, не для вас. Другой минус состоит в том, что после демократичного монтессори-садика ребенку бывает сложно в режимной школе. Чаду может оказаться непросто признать, что рисованием нужно теперь заниматься перед арифметикой, а не вместо нее. Третий минус состоит в том, что программой Монтессори не предусмотрено никаких ролевых игр. Важно не прощелкать тот момент, в который ребенок должен начать играть в кого-то, а не с чем-то.

Что можно посоветовать родителям? Все просто. Во-первых, ничего не бояться. Во-вторых, понимать, что нельзя ограничиваться тем, что дает садик. Все недостающее можно ведь дать ребенку и дома. Если в группе не наряжаются зайчиком и не пляшут под елочкой — можно устроить представление для бабушек. В-третьих, выбирая монтессори-садик, важно убедиться, что он настоящий — у педагогов есть подходящее образование, монтессори-материалы соответствуют международным требованиям методики, классы оборудованы должным образом. Увы, в России есть немалое количество мошенников, пытающихся выдать свои никудышние услуги за Монтессори-курсы для самых маленьких. Будьте внимательны и заботливы — тогда монтессори-садик станет отличным подспорьем в деле развития любимого чада.

Понравилась статья и сайт? Расскажи о нас друзьям!


Вконтакте
0

Комментарии:8

avatar
  • mikevinogradov
  • 12 апреля 2009, 17:31
  • +3
О! Быстро ты:) Спасибо!
Могу бы и личного опыта написать немножко:)
avatar
  • bestpapa
  • 12 апреля 2009, 17:39
  • +3
А чего опыта? Тут опыт у каждого свой должен быть. Сёме в монтессори-садике не понравилось. Алиса ходит с удовольствием. Семен у нас — как раз из тех, кто «монтессорит» дома:):):)
Это же методика, а не религия. Методику можно применять одну, а можно — другую. Мы с Катей пытаемся комбинировать. Что-то берем из Монтессори — что детям нравится, что-то — из Вальдорфа, в чем-то гениальны Никитины… Практически, можно патентовать свой метод:) И дело не в том, что мы такие уникальные родители. Дело в том, что каждый ребенок — индивидуальность, к каждому свой подход нужен.

Программа Монтессори — просто еще один вариант решения задачки под названием «воспитание дошкольника». Как китайская лапша. Есть можно — быстро, достаточно вкусно. Но если мясо настоящее положить — будет вкуснее ;)
avatar
  • mikevinogradov
  • 12 апреля 2009, 22:07
  • +2
Про вальдорфскую методику сможешь написать? :) :):):)
Я теперь от тебя не отвяжусь:)
avatar
  • bestpapa
  • 22 апреля 2009, 00:17
  • 0
Напишу, только чуть позже — завал на работе:)
Сутками бы тут сидел, но надо и кормиться чем-то.

Это намек:):):)
avatar
  • mirus
  • 29 июня 2009, 22:31
  • 0
Майк, я тоже могу что-то писать для сайта. Я — детский психолог. Думаю, может быть даже интересной отдельная рубрика по детской психологии.
avatar
  • mirus
  • 29 июня 2009, 22:30
  • 0
Золотые слова :)
avatar
  • olegovich
  • 17 июля 2009, 00:20
  • 0
+1
avatar
  • olegovich
  • 17 июля 2009, 00:20
  • 0
Фотографии — отличные :)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Присоединяйтесь к нам!